Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета.


Ваш заказчик предложил открыть специальный счет в банке или Федеральном казначейчтве? Предложил поработать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов без аванса, затем возмещение  ранее понесенных расходов со специального счета на расчетный счет.
Почему-то в этом случае все задают один единственный вопрос: как открыть специальный счет? Как в анекдоте про студентов, которые на вопрос : - Сколько Вам нужно времени, чтобы выучить китайский язык? отвечают: - А когда сдавать?
На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: - Как дальше работать со специальным счетом?, а: - Как работать с государственным оборонным заказом (далее - ГОЗ)?

Специальный счет для целей ГОЗ не стоит путать со спецсчетом для обеспечения заявок , который с 1 октября 2018 года обязаны открывать участники закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ (СМП). Подробнее о таком счете можно прочитать ниже.

Если вы стали исполнителем государственного оборонного заказа, вы обязаны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12г «О государственном оборонном заказе». А это значит, что надо информировать своих поставщиков о том, что договоры заключаются в целях выполнения ГОЗ (обязательно наличие ИГК, особые требования к содержанию договора), следить за целевым расходованием денежных средств, внимательно отнестись к ценообразованию, вести раздельный учет и т.д.

С 30 октября 2018 года организации, выполняющие ГОЗ, предоставляют ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (Приказ МО РФ от 8 октября 2018 года № 554).Отчет корректен только при наличии правильно поставленного раздельного учета. Скачать форму отчета и узнать подробнее о раздельном учете ГОЗ можно здесь.

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

ГОСОБОРОНЗАКАЗ. НТЦ АПБ : info@apbhelp.ru,  +7 911 006 72 37   Контакты

Нормативные документы, пояснения, схемы, формы, шаблоны, учет в «1С:Бухгалтерия», меры по снижению рисков и т.д. Алгоритм выполнения ГОЗ. Перечень вопросов здесь.

Если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Остальные контракты в сфере ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство.
С 1 сентября 2018г. изменился порядок казначейского сопровождения ГОЗ. Теперь если контракт попадает под действие Приказа Минфина России от 22.06.2018 г. № 143н, ТОФК четко проверит сам факт поставки товаров (оказания услуг), а для санкционирования расходов потребует дополнительно: расходную декларацию и выписку из регистров аналитического учета, а так же справку о распределении накладных расходов. Перечень актуальных документов, касающихся казначейского сопровождения ГОЗ здесь. Разобраться во всех нюансах казначейского сопровождения без посторонней помощи довольно сложно, даже при наличии хорошего методического материала. Это тема требует времени и глубокого осмысления. Мы пока ее пропустим. Остановимся на взаимодействии с уполномоченным банком.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций. Банк может приостановить операции в случае списания денежных средств в счет перечисления прибыли, заработной платы, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы.

Для уполномоченного банка важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий, сумма фактического задела.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств с ОБС на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.
В принципе, если сумма договора не велика, вы можете стать поставщиком ГОЗ и без открытия специального счета. НО! Даже если в контракте нет обязательных указаний на то, что он выполняется в рамках гособоронзаказа, исполнителя могут признать участником правоотношений в сфере ГОЗ и распространить на него все требования соответствующего законодательства. ФАС исходит из того, для каких целей выполняется договор.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых. До подписания контракта вы резервируете счет в банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему контрагенту (исполнителю ГОЗ предыдущего уровня) и начинаете собирать документы для открытия специального счета.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления в целях возмещения, согласно п. е1, статьи 8.3 закона  275 ФЗ от 29.12.12г.  «О государственном оборонном заказе». Если контракт был заключен до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 317 ФЗ и такого пункта нет, можно заключить дополнительное соглашение к контракту.

Скачать образец дополнительного соглашения к госконтракту.

В-третьих. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный счет вы сможете только после полного выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт со всеми приложениями и дополнениями (выписку из контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну), который содержит условие о возмещении и сумму компенсируемых расходов, понесенных за счет собственных средств на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения ГОЗ;
- акт приема-передачи товара;
- платежные поручения, подтверждающие фактические расходы исполнителя за счет собственных средств;
- иные документы (товарно-транспортные накладные, выписки по счету, акты сверки расчетов и т.п.).Перечень зависит от банка.
ВАЖНО! Возмещаемые затраты должны быть понесены Исполнителем до заключения контракта.

В-четвертых. Следует помнить об обязательных реквизитах для указания в распоряжении на списание средств с ОБС:
- ИГК (при перечислении налогов и сборов ИГК рекомендуется указывать в назначении платежа);
- ОБС получателя, за исключением осуществления разрешенных операций на иные счета получателей;
- иная информация, в частности, в назначении платежа должны быть указаны: код операции, назначение платежа, наименование товара, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов;
- в случае перевода денежных средств на иной банковский счет лучше указывать тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- «если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»

В-пятых. Начиная с августа 2018 года разрешены операции:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили;
б) возврат собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет".

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых, есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых, есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов.
В-третьих, есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д.

Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дельнейшем. Тем более можно пообщаться с живым человеком и выяснить все непонятные вопросы.

Обращайтесь в НТЦ АПБ :    info@apbhelp.ru,  +7 911 006 72 37   Контакты

Получите нормативные документы, пояснения, схемы, шаблоны, инструменты... Не пожалеете. Будет полезно на любом этапе выполнения ГОЗ. Перечень вопросов:

1 этап. Принятие решения: участвовать или не участвовать в ГОЗ.

Основные риски участника ГОЗ. Схема расчетов с поставщиками и заказчиком. Новые принципы и подходы к формированию цен на продукцию ГОЗ. Необоснованное завышение цен. Плановая калькуляция затрат. Cкладские запасы. Иностранные поставщики.

2 этап. Оформление договорных документов с заказчиком и поставщиками ГОЗ.

Ключевые фразы, которые необходимо включить в договор с заказчиком, чтобы не "застряли" деньги на спецсчете в банке. Обязательные условия при казначейском сопровождении. Формы договоров с поставщиком или исполнителем ГОЗ и их основные отличия.Расходная декларация для ТОФК. Основные экономические нормативы ГОЗ.

3 этап. Выполнение контракта ГОЗ. Раздельный учет.

Пошаговый алгоритм ведения раздельного учета ГОЗ в «1С:Бухгалтерия», примеры. Формулировки в учетную политику. Формы РКМ. Требования к оформлению первичных документов. Регистры аналитического учета для ТОФК. Состав затрат, принимаемых в ГОЗ. Основные признаки нарушений в учете и т.д.

Работа с уполномоченным банком или Федеральным казначейством.

Целевое использование средств ГОЗ. Запрещенные и разрешенные операции. Санкционирование расходов ТОФК. Критерии приостановления операций.

4 этап. Завершение выполнения контрактов ГОЗ.

Отчетная калькуляция. Практические рекомендации обоснования себестоимости и прибыли. Отчет об использовании ресурсов контракта ГОЗ. Закрывающие документы.

Меры по снижению рисков привлечения к ответственности руководителей, учредителей и главных бухгалтеров организаций в условиях работы в рамках гособоронзаказа.

Стоимость наших услуг несопоставима с возможными штрафными санкциями за отсутствие раздельного учета ГОЗ, нецелевое использование средств, завышение цены и т.д.

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств. Штраф от 5 до 25 % суммы средств, использованных не по целевому назначению (ст. 15.14 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

ВАЖНО! При проверке наличия раздельного учета, прокуратура запрашивает у исполнителей ГОЗ помимо первичных документов, приказов, калькуляций затрат, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета товаров, материалов, доходов, расходов и т.д. И здесь кроется ловушка. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового раздельного учетов. Подробнее здесь

Снижение объемов гособоронзаказа (в процентах от ВВП эта доля составила в 2017 году 3,1%, в 2018 году запланировано 2,8%, в 2019 году – 2,7% и в 2020 году – 2,5%), новые правила контроля издержек толкают предприятия ОПК к расширению выпуска гражданской продукции. Как малому бизнесу встроиться в технологическую цепочку предприятий ОПК в процессе конверсии и импортозамещения можно узнать здесь.